СМИ о нас

«Телеканал «Культура»
«Православный Телеканал «Союз»
«Вечерняя Москва»
«Трибуна молодого журналиста» (газета Московской консерватории)
«Арбатские вести»
«Вести Дубны»
«Православная Москва»

Новости на «Православном телеканале «Союз» от 09.08.2011

Под сводами Казанского кафедрального собора прошел концерт русской духовной музыки

В рамках фестиваля хорового пения  «Поющий мир», проходящего в эти дни в Санкт-Петербурге, прошел концерт русской духовной музыки. Коллективы из России и Украины выступили под сводами Казанского кафедрального собора. Такой концерт стал уже традицией для фестиваля, не ограничивающего участников в проявлении их талантов. Основной идеей фестиваля из года в год является выступление самых разных певческих хоров со всего мира. За 8 лет, что существует фестиваль, он открыл немало новых имен. Достаточно сказать, что все коллективы, выступившие на концерте в Казанском соборе, впервые стали участниками этого музыкального праздника.


Новости на телеканале Культура от 02.08.2010

Выступление любительских хоров в рамках Года Россия – Франция

Особенность Года Россия – Франция в том, что в диалоге культур участвуют не только профессионалы. Так, в рамках музыкальной программы на перекрёстке встретились любительские хоры из двух стран. К коллективу «Московские певчие» приехал «Ля крош кёр» из парижского предместья Франконвиль. Это ответный визит: россияне были в гостях у французов весной. Сообщают «Новости культуры».
По счастливому стечению обстоятельств, руководители хоров, Илья Мякишев и Наталья Рейкер учились на одном курсе в Московской консерватории. В камерном хоре «Ля крош кёр» поёт примерно 70 любителей, в основном, пенсионеры. Самому старшему, месье Остенброку, 90 лет. В репертуаре – старинная и современная музыка Западной Европы, а также русские песни и музыка русских композиторов. «Московские певчие» в этом году отметили 10-летие. Коллектив объединяет 30 энтузиастов хорового пения самых разных возрастов и профессий. В 2007 году он стал лауреатом Международного фестиваля любительских хоров в Праге. Свое выступление на совместном с французами концерте московский хор посвятил юбилею Великой Победы.


«Вечерняя Москва» №26 (25294) от 15.02.2010

«Московские певчие» повезут во Францию «Парижское танго»

Я ЧУТЬ-ЧУТЬ лукавила, делая круглые глаза: зачем вы сюда ходите, да кому он нужен, этот хор? А самой просто хотелось хоть на часок вернуться в детство.
Снова войти в зал своей «музыкалки», увидеть там нашего хормейстера – чудесную Фиру Вольфовну с неизменной деревянной палочкой в руках, тихонько встать рядом с отличницей Танькой и тут же получить: «Ну что вы там мурлычите, вторые голоса?»

Кто не понимает – не пойте

Найти сегодня любительский хор, чтобы просто попеть в свое удовольствие, не так-то просто. Много стало церковных хоров, но это музыка особая, не всякому подходящая, да и сложная очень. Есть студенческие хоры – при институтах. А вот так, чтобы и классика, и современность, и без возрастных ограничений… Это в советское время хор был чуть ли не в каждом Доме культуры: есть зал – вот и пой. Было мощнейшее Всероссийское хоровое общество. А сейчас – поди поищи.
Зато сейчас есть Интернет. И я, конечно же, нашла его – камерный хор Московского купеческого общества «Московские певчие». Художественный руководитель и дирижер – Илья Мякишев.
– Сопрано, отвлекайтесь от дневных забот!
– Слушайте, тенора, чего поете. Вы же жужжите!
– Кто не понимает, не пойте. Послушайте – потом присоединитесь.
– Не пойте газетным звуком! (Взгляд в мою сторону, смех в зале.) Мне плоского пения не надо.
Илью Юрьевича слушаются беспрекословно. Кому петь – поют, кому молчать – молчат. Дисциплина на уровне, хотя народу предостаточно. Я насчитала 25 человек в комнате, а всего, говорят, человек 40, просто сегодня не все смогли прийти.
Мама дорогая! Какие там первые и вторые голоса! У них первые и вторые сопрано, альты, тенора, басы, и даже один баритон есть. Но, как и везде, кроме футбола, женщин раза в четыре больше.

Скороговорки детям нравятся

И репертуар у них солидный. Вот на 8 Марта в Париж собираются, в гости к французскому, такому же любительскому хору. Там будет два концерта: дневной для детей и вечерний. Стали решать, что из репертуара везти.
– Моей девочке колядка «Небо и земля» понравилась.
– «Щедрик» можно спеть (рождественская украинская народная песня.Авт.). – Еще скороговорки детям всегда нравятся.
И со всех сторон:
– Неаполитанскую песенку давайте споем. «Парижское танго»! Ну и «Подмосковные вечера» обязательно…
В этот хор берут всех желающих. Как говорит Илья Мякишев, был бы слух да хоть минимальное знание нот. А как же голос? – удивляюсь я.
А голос развивается. Но вот еще феномен: приходят все, а остаются только достойнейшие. Плохие люди, даже и с прекрасными голосами, сами уходят. За 10 лет состав много раз обновлялся. Получается, что хор – это своеобразная «проверка на вшивость».
В перерыве пытаюсь выяснить, зачем им, собственно, вся эта затея: дважды в неделю вечера заняты, а как же дети, мужья, хозяйство? Ответы разные:
– Это красиво.
– Нравится извлекать звуки.
– Чувство локтя непередаваемое.
– Как будто в студенческие времена вернулась.
– Когда мы чисто поем, у меня мурашки по спине.
И неожиданное философское обобщение:
– Без осознанной музыкальной жизни люди станут бомжами.

Коллектив без нулей

– Илья Юрьевич, а вам-то, профессионалу, какой интерес работать с неумелыми любителями?
– Для нас для всех: и для участников, и для хормейстеров, – это не просто отдушина (дети, семья, после работы куда-то вырваться). Я думаю, это душевная потребность.
– Из ничего сделать конфетку – в этом удовлетворение?
– Сначала нужно коллектив собрать, организовать – это очень непросто, тем более в нашем жанре.
На эстраде – там проще, а здесь очень высокие критерии звука, стиля, ансамбля и общей красоты. И когда хор начинает организовываться – а это продолжается все время, потому что состав меняется и каждый раз звук новый…
– …это здорово?
– Это потрясающе! Никогда не знаешь, чем это закончится (смеется). Но вот хор организовался. Потом его надо настроить – и на это уходят годы. И только потом можно на этом инструменте помузицировать. И вот когда это получается… Мы стараемся расти, подниматься над собой.
– А почему человек, если он хочет петь, не идет в солисты? В хоре-то и не выделишься особо.
– Из нулей никогда коллектив не получится. Только из тех, кто сам что-то может. И мы, когда начинали, устраивали концерты, где каждый пел соло. Чтобы преодолеть себя, выйти, почувствовать себя певцом и как-то утвердиться в этом.
Некоторые говорили: «Заниматься пением очень хочется, а концерты эти ни к чему». Но это просто боязнь сцены. На самом деле интересно раскрыть этих людей, чтобы каждый засветился. Мы и поем, и разговариваем, и читаем стихи… У нас есть праздники, где каждый выходит с каким-то номером. Поездки – теперь их стало много.

Расходов хватает

– Так что для людей важнее: научиться петь или просто попасть в хорошую компанию?
– Это не тусовка, где просто хорошо. Это теперь, через годы, стало у них потребностью. Они сдружились. У нас очень красивые люди – и внешне, и как личности творческие. Все с высшим образованием, и не с одним. По нескольку языков знают. У нас даже член-корреспондент Американской академии наук есть.
Вот теперь мы поедем на хоровую олимпиаду. Представляете, 350 тыс. хоров со всего земного шара! И уровень везде потрясающий. Не только в Европе поют, но и в Японии, и в ЮАР, и в Китае очень интересно поют.
Раньше и у нас были такие конкурсы, как «Поющая Россия», «Поющее детство».
Был единственный в Европе конкурс «Поющее мужское братство». Но сейчас, к сожалению, с трудом все происходит.
– Почему? Интерес у народа пропал?
– Интерес как раз растет. Спонсоров трудно найти.
– А какие расходы у любительского хора? Казалось бы, собирайся вместе и пой.
– Ох, нам очень много нужно. Акустика, например. В этой комнатке 40 человек с трудом умещаются (хор собирается в нотном отделе библиотеки.Авт.). К счастью, у нас есть залы, где нам позволяют периодически репетировать. Хормейстеры нужны, концертмейстеры. Нужны костюмы – и желательно разные. Женские платья у нас есть, несколько видов, а мужскими костюмами мы как-то пока не занимались. Поехать куда-то – все это требует затрат. В общем, расходов хватает.

Уравновешенны и довольны

Врачи утверждают, что пение – это своеобразный массаж органов дыхания, который является хорошей профилактикой от простуд. Одновременное звучание многих голосов заставляет вибрировать и другие внутренние органы певцов, что полезно для всех систем организма.
Психологи добавляют: хоровое пение помогает людям удовлетворить их тягу к единению. А протяжные старинные народные песни вообще обладают сильнейшей энергетикой. Они включают в работу правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. Считается, что люди, поющие в хоре, более уравновешенны и довольны жизнью.
…Перерыв закончен, и они снова рассаживаются полукругом. Достают ноты, внутренне собираются – даже внешне подтягиваются.
И тесная комната с плохой акустикой наполняется таким светлым многоголосьем, что мурашки – вот они, тут как тут:
– Матерь Божия, сохрани под кровом своим веру православную…

Автор: Елена САЛИНА


«Трибуна молодого журналиста», № 4 (93), апрель 2009

Московские Певчие

Увлечение музыкой бывает разным. Оно может выражаться в постоянном слушании, в коллекционировании записей любимых исполнителей или композиторов. Но самое живое проникновение в искусство, приносящее людям радость, это – собственно музицирование, стремление самому хоть немного прикоснуться к тайне воздействия музыки.
Хор «Московские певчие» – коллектив, возрождающий высокую культуру музыкального любительства, столь распространенного когда-то в нашей стране, но почти утраченного в последние десятилетия. Он был основан в 2000 году при Московском Купеческом обществе, первоначально называясь «Любительский хор Московского Купеческого общества». Художественный руководитель и дирижер хора – И. Ю. Мякишев, профессиональный хормейстер, выпускник Московской консерватории.
В молодом коллективе нет профессиональных певцов, и уровень подготовки участников разный: кто-то закончил музыкальную школу, кто-то имел небольшой опыт пения в детском хоре, а кто-то вообще не имеет никакого опыта, но обладает хорошим музыкальным слухом и памятью. У этих людей разные профессии, они принадлежат разным поколениям. Однако есть нечто, объединяющее и сплачивающее их всех. Члены коллектива – энтузиасты, преданные пению и искусству музыки не меньше, чем своей работе или учебе по основной специальности.
В вечернее время – в будни, а иногда и в выходные дни, эти люди собираются на репетиции. «Нам хочется запеть по-настоящему, мы занимаемся с огромным увлечением», – говорят хористы. И это не пустые слова. Они не довольствуются полученными начальными навыками, не останавливаются на достигнутом. Цель каждого хориста – приблизиться к идеалу, и год за годом качество исполнения программ растет. Начались поездки на фестивали и конкурсы по городам России и за границу (в 2007 году хор стал лауреатом конкурса любительских хоров «Рождественская Прага»). Репертуар хора широк и объемен: русская и зарубежная классика, духовная музыка, обработки народных песен и пьесы современных авторов.
У «Московских певчих» есть будущее. Участники хора занимаются своим любимым делом не ради славы или денег. В их творческой деятельности присутствует то главное, без чего прекратилось бы существование искусства: простая, бескорыстная любовь к музыке, по-детски чистое восхищение ее красотой и преданное служение этой красоте.

Автор: Александр Гордон,
студент Московской консерватории


«Арбатские вести», № 18 (153), сентябрь 2006

Московские певчие на Арбате
(В статье рассказывалось о празднике «Читающий Арбат», который открывало выступление нашего хора)